Характеристика детей с нарушением слуха



Личные занятия проводит патопсихолог,коррекционный психологМатусевич Виталий Александрович.

Характеристика детей с нарушением слуха

Личные занятия с детьми, имеющими трудности в развитии - расстройства аутистического спектра, ранний детский аутизм, Синдром Аспергера, и стертые формы данного вида дизонтогенеза; синдром недостатка внимания с гиперактивностью; синдром Жиль де ла Туретта; минимальные мозговые дисфункции; резидуально органические расстройства, проявляющиеся в задержках психического развития, нарушениях произвольной регуляции, поведении, работоспособности когнитивных функций (внимание, память и т.д.);фобии и аффективные расстройства, включая тревожные расстройства c обсессивно-компульсивными проявленими. Детский психолог Киев Хороший детский психолог в Киеве

Особенные дети

ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Черта ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

преподаватель Тамбовской школы-интерната 1 вида.

Одной из основных обстоятельств труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся есть особенное если сравнивать с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии взяло наименование задержка психического развития (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

В самом неспециализированном виде сущность ЗПР пребывает в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не разрешают ребёнку удачно совладать с задачами и требованиями, каковые предъявляет ему общество. В большинстве случаев, эти ограничения в первый раз отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, в то время, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при исполнении важных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному либо нескольким предметам.

Внимательное изучение обучающихся с ЗПР говорит о том, что в базе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях долгого сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности на протяжении занятий, в избыточной импульсивности либо суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности у других, в замедлении неспециализированного темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых как следует другая структура недостатка. В структуре нарушения при ЗПР нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Исходя из этого дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых лучше принимают помощь взрослых и смогут осуществить перенос продемонстрированных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую личный подход учителя при обучении, личные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по личным показаниям. При условии своевременности и правильности аналогичной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость смогут неспешно преодолеваться и в последующем таковой ребёнок сможет удовлетворительно обучаться по программе массовой школы.

Учебные трудности школьника, в большинстве случаев, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок или весьма возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, неизменно конфликтует с детьми, или, напротив, скован, заторможен, пуглив, в следствии чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не имеет возможности.

Клинические и психологические изучения, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др. разрешили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

ЗПР конституционального происхождения.

Характеристика детей с нарушением слуха

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью в один момент телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения в основном положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: задерживаются на уроки, играются на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует хорошие и нехорошие отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

Ребёнок с первых месяцев обучения в школе делается стойко неуспевающим. К этому приводит ряд обстоятельств. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен делать только то, что конкретно связано с его интересами. Иначе, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, небольшой запас знаний и представлений об окружающей действительности.

Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического действия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, личный подход смогут снять вышеописанные неприятности. Вероятно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому преподавателю.

Юле К. по окончании дошкольного учреждения для детей с недостатками слуха было рекомендовано обучение в первом классе. Но Юля была не готова в 7 лет просиживать 5 уроков в сутки по 45 мин. и не имела возможности со всей серьезностью относиться к учёбе. Ей больше нравилось крутиться перед зеркалом, играться в куклы на уроках, рисовать. Девочку решено было перевести в подготовительный класс. Проучившись год по щадящей программе, в следующем учебном году Юля уже важнее относилась и к оценкам и к требованиям педагогов. Девочка удачно закончила школу по общеобразовательной программе.



ЗПР соматогенного происхождения.

Дети данной группы рождаются у здоровых своих родителей. Задержка развития следствие перенесённых в раннем детстве болезней, воздействующих на развитие мозговых функций: хронических зараз, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Не обращая внимания на то. Что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности выясняются очень непродуктивными в ходе школьных занятий.

В школе дети данной категории в первую очередь испытывают громадные трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не смогут освоиться в школьном коллективе, довольно часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездействием, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают обстановку. Без руководящего действия неорганизованны, нецеленаправленны, беззащитны. Неприятность данных детей в школе трудности в обучении. Они появляются в связи со сниженной мотивацией успехи, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать появляющиеся при их исполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, довольно часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети по большому счету отказываются отвечать.

Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и другое употребляется такими детьми как предлог для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании делать какую или работу. Преподавателю сложно дифференцировать, в то время, когда состояние соматического дискомфорта подлинное, а в то время, когда фальшивое.

Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать для того чтобы ребёнка в школы санаторного типа, при их отсутствии нужно создать в условиях обычного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.

Диана С. появилась недоношенной, была подвержена нередким простудным болезням. По характеру девочка весьма скромная, негромкая, аккуратная и замкнутая. Педагоги класса неизменно сталкивались с таковой проблемой Диана ни при каких обстоятельствах не жаловалась, в то время, когда ощущала себя не хорошо, в то время, когда у неё болела голова, было недомогание, терпела. Учебную программу ей усваивать было очень сложно, к оценкам девочка относилась критично, её весьма расстраивали каждые незначительные замечания. И это при том, что девочка была любимицей всех педагогов за свой кроткий нрав. Диана была представлена на ПМПК для решения проблемы о продолжении обучения по программе для детей с ЗПР. Но отец Дианы категорически этому воспротивился и рабочая группа уступила: Диана продолжила обучение по общеобразовательной программе, что, само собой разумеется, отрицательно отразилось и на учёбе Дианы, и на её физическом состоянии.

Характеристика детей с нарушением слуха

ЗПР психогенного происхождения.

Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность либо, напротив, чрезмерная покорность и приспособленчество.

Характеристика детей с нарушением слуха

При заинтересованности со стороны учителя, личном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети относительно легко смогут заполнить пробелы в своих знаниях в простых условиях школы-интерната.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в этом случае более неотёсанным и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

Обстоятельствами разнообразных отклонений в развитии мозга есть патология беременности, а также тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, пьянство и наркомания матери либо отца; родовые патологии, а также недоношенность, родовая травма, асфиксия, серьёзные заболевания на первом году жизни, серьёзные инфекционные заболевания.

У всех детей данной группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, понижении работоспособности, не сильный концентрации внимания, понижения памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР существенно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в следствии чего к концу первого года обучения обучающиеся становятся стойко неуспевающими..

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей данной группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и неотёсанные, чем у детей с обрисованными выше ЗПР. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не могут соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной обстановкой, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив игра, что ведёт к постоянному конфликту между желаю и нужно.

Характеристика детей с нарушением слуха

Обучение таких детей по общеобразовательной программе бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка.

Лена Е. на данный момент обучается в 5 классе, страдает ДЦП в форме левостороннего гемипареза. На первых годах обучения Лена занималась по личной программе, солидную часть урока она просто следила за детьми класса, обучалась обучаться. Девочка не имела возможности читать, не имела возможности грамотно выразить свои мысли кроме того на бытовом уровне, не имела возможности списывать текст. 3 года обучения в простом общеобразовательном классе дали свои положительные результаты. И не смотря на то, что Лена и по сей день не имеет возможности обучаться по общеобразовательной программе, она прилично пишет, читает, может ответить на вопросы по тексту, может выучить и поведать маленькое стих. По математике в полной мере сносно делает программу для детей с ЗПР. Крайне важно на первых порах было поставить работу с родителями, дать им надежду на благополучное предстоящее обучение ребёнка. Родители и тётя Лены безоговорочно делали все задания, полученные от педагогов. Сейчас Лена простая ученица класса, лишь занимается не по общеобразовательной программе, как другие дети. Девочка с наслаждением обучается в школе, участвует во всех общешкольных и внеклассных мероприятиях.

Обзорная черта изюминок развития детей с ЗПР говорит о том, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре недостатка. Вместе с тем для детей данной категории свойственны обычные, отличающие их от нормы тенденции: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них не хватает сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Важные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию обучающихся с особенными потребностями, нуждающихся в особой коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.

Вследствие этого нужна адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего нужно систему изучения того либо иного раздела программы существенно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его направляться неспешно, нужно изыскивать методы облегчения тяжёлых заданий.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР нужна коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особенное место должны занять уроки ручного труда (ппо, изо, занятия с воспитателем), так как на них большое место занимает деятельность по наглядно-предметному примеру, что разрешает вырабатывать обобщённые приёмы умственной работы.

Нужно учить детей с ЗПР контролировать уровень качества своей работы как по ходу её исполнения, так и по конечному результату; в один момент необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к делаемой работе. В случаях, в то время, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал растолковывают ему на личных занятиях. Для предупреждения стремительной утомляемости либо снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой обучающихся поддерживают применением красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Только ответственное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его мельчайших удач.

Опыт показывает невозможность решения непростых вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями нужно проводить разъяснительную работу об изюминках психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии. Каждому родителю нужно дать советы по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, личных и психофизических возможностях детей.

Пара слов скажу о работе с родителями в нашем классе. С самых первых дней поступления детей в школу нужно собрать подробные анамнестические информацию о ребёнке. Делать это нужно тактично, в личном порядке, детально записывать все детали перенесённой беременности матери, родов, события первых лет жизни ребёнка, особенно нужно знать, чем болел ребёнок в первые годы жизни. В будущем с родителями и другими членами семьи проводятся личные беседы о ребёнке, даются консультации о занятиях дома, о воспитании, разъясняются кое-какие вопросы социальной политики. Ещё для слышащих своих родителей преподаватель класса ведёт кружок жестовой речи. Так как родители и другие члены семьи должны иметь возможность информировать ребёнку максимально все данные обо всём, что заинтересует малыша, а это эргономичнее, легче да и вернее сделать в форме жестовой речи. Обучась общаться с ребёнком вольно, родители так становятся для своих детей более родными духовно, людьми, которым возможно доверить всё самое сокровенное.

Статьи по теме